- Крещенская вода или Агиасма не всегда имела такое значение, какое она приобрела сейчас. Так в России до XII века вообще не знали чина Великого водоосвящения, пока не ввели Иерусалимский устав.
- И крещенские купания не всегда были обязательными в Богоявление, но вода всегда, во все времена и во всех религиях считалась особой стихией.
- Из воды произошло все. Над водой носился Дух Святой, творя из нее небо и землю, осквернение смывалось по Ветхозаветным правилам омовением рук и тела, великий потоп был послан на людей, чтобы очистить их от грехов.
- Сакральные водные погружения всегда существовали в древности. По-гречески Крещение называется Баптисмой, что значит "погружение". И секта баптистов считает, что Крещение должно быть только с полным погружением в воду, а не просто омовением волос в Крещенской купели.
- Великое водоосвящение
Вода, однако, не только очищает, но и погребает, неся в себе и положительный, и отрицательный смысл. Так в потопе погибли тысячи, и при Таинстве Крещения в воде погребается ветхозаветный человек с его грехами и страстями, а рождается новый, который клянется служить Богу и отрекается от дьявола.
Считается, что троекратное погружение в Иордань в крещенскую ночь очищает от святочных грехов, обновляет естество человеческое и возвращает ему благодать.
«Подобно тому, как Дух Божий при сотворении мира витал над водой, в Таинстве водоосвящения Дух Святой сообщает водам благодать и силу порождать жизнь в Таинстве Крещения, быть водой «приснотекущей в жизнь вечную».Купание в Крещенской Иордани
Но Крещение в христианстве не всегда было водным. Кроме него выделяют еще,
как минимум, пять видов Крещения:
первое – прообразовательное – которым был крещен Моисей в водах Чермного моря; второе – несовершенное – крещение Иоанново; третье – совершенное – крещение Иисусово «водою и духом»; четвертое – крещение мученической кровью; пятое – крещение слезами и покаянием.
В древности крестились и песком, если не было воды, и огнем. Но вернемся к воде. Почему именно крещенская вода стала называться Великой Агиасмой? В древности «агия» (гр. Αγία) называлась просто святыня.
Агиа Триада (гр. Αγία Τριάδα — Святая Троица), Агиосоритисса – Богородица, на иконах святых тоже можно встретить это слово: святой Петр, или святой Серафим Саровский. Только иногда оно пишется по-гречески (αγία), а иногда – по церковно-славянски.
- За Великой Агиасмой
Слово «agiasma» в античности нигде не встречается. Это искусственно созданное слово при переводе на греческий семьюдесятью толковниками Ветхого завета с еврейского, а стало употребляться применительно к Крещенской воде примерно с VI века.
Сегодня Великой Агиасмой в православии называется вода, которая освящается по особому чину великого водоосвящения только два раза в год: в службе Навечерия накануне праздника и в сам день Богоявления. Первый раз, 18 января, этим чином освящается вода только в храмах, а 19 января – с выходом на источники - Иордань.
Но вода, освященная и в том, и в другом случае – совершенно одинаковая, хотя в народе почему-то считается, что первое водоосвящение более ценное, чем второе и первую воду называют Крещенской, а вторую - Богоявленской.
- В храме разливают Великую Агиасму
Сама была свидетелем того, как люди просто набрасывались на освященную 18 января воду, толкая друг друга и ругаясь, впрочем как и 19 января. Но разливали ее понемногу и каждому досталось. Потом народ шел к источнику и добирал воду в сосуды.
Наверное, где-то далеко в памяти все-таки сохранилось (а может быть пришло от старообрядцев), что в 1655 году патриарх Никон под страхом отлучения запретил водоосвящение 19 января. Длилось это до тех пор, пока Московский собор 1667 года не отменил решение патриарха, вновь вернув двойное Великое водоосвящение.
- Во имя Отца (погружение), и Сына (погружение) и Святаго Духа (погружение) Аминь
Великая Агиасма считается низшей ступенью Причастия и употребляется тогда, когда на человека наложена епитимья или по какой-то иной причине он не может причащаться. Считается, что ее можно потреблять только натощак, хотя в Типиконе и Минее это возбраняется, и дается примечание:
«Изве́стно же бу́ди все́м о святе́й воде́, я́ко не́цыи су́ть отлуча́юще себе́ от святы́я воды́ вкуше́ния ра́ди, не до́бре творя́т: и́бо благода́ти ра́ди Бо́жия дана́ бы́сть на освяще́ние ми́ру и все́й тва́ри. Те́мже во вся́ких ме́стех, и ска́редных, и всю́ду кропи́тся, я́же и под нога́ми на́шими су́ть: и где́ е́сть си́х ра́зум, е́же не пи́ти сея́? но да уве́си, я́ко не вкуше́ния ра́ди я́стия нечистота́ в на́с́ е́сть, но от скве́рных де́л на́ших, очище́ни же от си́х, пие́м без сомне́ния сию́ святу́ю во́ду… Сего́ ра́ди и в полу́нощи на пра́здник се́й, вси́ поче́рпше в до́мы во́ду отно́сят и соблюда́ют, и ле́то соверше́нно храня́т, поне́же дне́сь освяща́ются во́ды; и зна́мение быва́ет я́вственное, не растлева́ющуся во́д́ о́ных естеству́ долгото́ю вре́мене, но ле́то соверше́нно, и два́ и три́, мно́жицею, дне́сь че́рпаемая вода́ цела́ и нова́ пребыва́ет, и по толи́цем вре́мени, ны́не от исто́чника взя́той воде́ сравня́ется» (Типикон, 6 января, 1-е «зри»).
- На Иордани
Люди верят, что Крещенская вода обладает целебными свойствами, и все по вере Вашей да будет. Я каждый год набираю крещенскую воду. Раньше выстаивала по 8-10 часов, на морозе. В последние три года хожу к источнику на другой день, так как считается, что вода обладает особыми свойствами три дня, а народу на источнике значительно меньше.
Набираю около десяти литров, но мне все равно не хватает, потому что каждое утро начинаю с того, что выпиваю маленькую мензурку крещенской воды вместе с просфорой и с особой молитвой:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
- Иордань
Это уже вошло в привычку. Разбавлять воду не решаюсь, хотя считается, что капля море святит. Наверное, это предрассудок, но рука не поднимается. В Крещение всегда кроплю квартиру, стараюсь ее обмыть, вычистить, а потом и сама обязательно купаюсь.
Хроню Крещенскую воду в бутыли рядом с иконками, в полиэтиленовой бутылочке, хотя лучше хранить в стеклянной. Но главное не в этом, а в благоговейном отношении к святыне и в вере.
Так что с праздником Крещения всех, дорогие мои читатели и почитатели. Набирайте водички, пейте ее во славу Божию и во здравие, окропляйте себя, свое жилище и живите долго в крепости и здравии.