Я ОБРАЗ ЖИЗНИ ЗАМКНУТЫЙ ВЕДУ. ЖИВУ ТИХОНЬКО, БЛИЖНИМ НЕ МЕШАЯ. НО Я ВСЕГДА НА ВЫРУЧКУ ПРИДУ... КОНЕЧНО, ЕСЛИ ВЫРУЧКА БОЛЬШАЯ
Решила собраться с мыслями, ни одна мысль на собрание так и не пришла...

Гулящие люди, захребетники, халупники — кого так называли?

Россия всегда славилась своими просторами, обильным населением и богатством языка. В русской речи были свои названия для всего, жаль, что со временем наши фразеологические словари беднеют. А на Руси семантическое ядро было мощное, взять, к примеру названия разных людей: халупник, бобыль, гулящий, захребетник. Что они означают? 

Всех вышеперечисленных персонажей объединяло одно — они не платили податей, а на Руси такое случалось не очень часто. Государственная казна испокон веков полнится именно налогами, так почему кое-кто позволял себе отлынивать от столь важного занятия?

Были, оказывается, маргиналы, к которым относились бобыли, захребетники и другие так называемые вольные люди.

Вольные люди на Руси были очень подвижным сословием

По данным историка Ключевского, вольными (гулящими) называли людей, принадлежащих к так называемой подвижной касте. Это были представители свободных промыслов, они промышляли на свой страх и риск в разных городах и весях. По всей видимости, поэтому не были прикреплены к какой-либо волости. Отсюда и неплатежи налогов.

В подвижную касту, кстати, входили разбойники и воры — вот уж действительно сложно себе представить, что они платили налог. Гулящие люди могли заработать большие деньги и изначально имели обычное положение в обществе, вроде как пролетарий. Им нравились аккордные работы, иногда они могли продлить свой краткосрочный контракт.

Гулящие могли трудиться на земле или же попрошайничать, были открыты любой перспективе. Поэтому профессии, в которых они пробивались, были ремесленными или развлекательными. Кожемяка или скоморох — все они вольные люди. Нередко таковыми становились люди, сбежавшие из плена или же слуги, которым баре даровали свободу.

Захребетников на Руси уважали

Этим словом в средневековье называли вольных (гулящих), нанимающихся на чужое тягло, и не имеющих собственного хозяйства. В это микросословие стремились также беглые крестьяне. По версии историков, слово «захребетник» не было ругательным, как сейчас.

Этимология его «из-за хребта» означала, что люди получали средства для существования от крестьян, работающих на земле. Тех, кто пашет, надрывается, ломает спину (хребет). Так что захребетники работали сразу на нескольких крестьян, а это крайне тяжело.

Бобыли и халупники не вызывали уважения

Если сегодня бобыль — это одинокий неженатый мужчина или вдовец, то в средние века так определяли крестьян без земельного надела. У поморов бобылём называли человека, зарабатывавшего себе на жизнь работой, не связанной с земледелием.

А вот в других областях для бобыля было пару синонимов: кутником звали того же бобыля, у которого были изба и огород. Халупник — еще один синоним владевшего домом человека. Но, поскольку бобыли, кутники, халупники не оформляли правоустанавливающих документов, в списках плательщиков налогов их не было. Так что их считали бездельниками и не удостаивали уважения.

Если бобыль желал использовать чужой надел для своих целей, ему полагалось уплатить хозяину земельный оброк — это называлось бобыльщина. Многие бобыли рвались в город — считалось, что там благолепие и блестящие перспективы. Обычно они становились мелкими торговцами, ремесленниками, разнорабочими в различных нишах городского хозяйства.

Зато в Сибири быть бобылем мог только «промышленный человек». В переписи 1680 года указывалось, что такие финансово независимые бобыли имеют свои дворы, занимаются промыслом, поэтому попадают в категорию граждан, которые должны уплачивать оброк деньгами, а это уже более высокий социальный статус.тут