Я ОБРАЗ ЖИЗНИ ЗАМКНУТЫЙ ВЕДУ. ЖИВУ ТИХОНЬКО, БЛИЖНИМ НЕ МЕШАЯ. НО Я ВСЕГДА НА ВЫРУЧКУ ПРИДУ... КОНЕЧНО, ЕСЛИ ВЫРУЧКА БОЛЬШАЯ
Решила собраться с мыслями, ни одна мысль на собрание так и не пришла...

Алексей Баталов (Народный артист СССР)

Алексей Владимирович Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире, 
в актерской семье. Мальчик рос в окружении знаменитых актеров, писателей,
поэтов, композиторов. Отчимом Алеши был писатель-сатирик В.Ардов. 
В выборе профессии у Алексея сомнений не было – он поступил в Школу-студию
МХАТ, которую окончил в 1950 году, и до 1957 года был актером сначала
Центрального театра Советской Армии, а затем и МХАТа. 
В то же время он получил приглашение сняться в кино. 




Режиссер И.Хейфиц пригласил Баталова на главную роль в фильме «Большая
семья», увидев в Алексее тип современного героя, но не плакатного, а живого,
реального. Именно этот режиссер сделал из Баталова актера, сняв его еще в
4 картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», 
«Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). 
Все герои Баталова – чистые и душевные люди, которым свойственны
внутренняя сила и сдержанность.

Работал актер и с другими режиссерами – у М.Донского он снялся в картине
«Мать» (1956), у М.Калатозова в фильме «Летят журавли» (1957), который
вошел в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа и принес
множество призов престижных кинофестивалей. Режиссер М.Ромм снял фильм
«Девять дней одного года» (1962) с Баталовым в роли физика Гусева. 
Лента была признана критиками и общественностью самой новаторской
картиной того времени, а Ромм, Баталов и Смоктуновский – 
кумирами советской интеллигенции.
Алексей Владимирович всегда был очень требовательным и разборчивым 
и к режиссерам, и к материалу, с которым он работал. Один перечень этих
картин доказывает его профессионализм и неординарность: «Живой труп»,
«Бег», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Москва
слезам не верит», «Скорость», «Зонтик для новобрачных» и др.
Одним из способов творческого самовыражения Баталова стала режиссерская
работа. В 1958 году он дебютировал с фильмом «Шинель», затем снял еще 
2 картины: «Три толстяка» (1966) и «Игрок» (1973). Все работы – пример
своеобразного, интересного и, в то же время, бережного перенесения
литературного смысла в экранный.
Особое место в творчестве Баталова занимает работа на радио, где его
радиотеатр – это театр живого актера. Среди его радиопостановок: «Казаки»
Л.Толстого, «Белые ночи» Ф.Достоевского, «Поединок» А.Куприна, «Герой
нашего времени» М.Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира. 
По этим спектаклям учились работать радиорежиссеры, их изучали театроведы.
С 1975 года Алексей Владимирович – преподаватель ВГИКа, профессор. 
Помимо России его ученики работают во многих странах мира. Он сам часто
выезжал за рубеж с мастер-классами по методике Русской актерской школы.
Также Баталов пишет книги, стихи, сценарии, детские сказки, увлекается
живописью. Им создан телевизионный цикл о знаменитых людях 
«Прогулки по Москве». 

Известен он и как активный общественный деятель. Многие годы Баталов
являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, 
председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, 
искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира,
Ассоциации «Родина»; принимает активное участие в работе Международного
фонда «Мир искусства». 
С 2007 года — президент Российской академии кинематографических 
искусств «Ника». 
Огромный вклад Народного артиста СССР Алексея Баталова в развитие
отечественной культуры оценен высшими государственными,
кинематографическими и общественными наградами. 

Текст - тут
Фото - тут