|
*** *** *** ***
Речь маленького ребенка развивается постепенно. Еще в утробе матери малыш привыкает к ее голосу, различает его среди других голосов. Когда малыш рождается, мама должна как можно чаще говорить с ним. Пускай маленький человечек многого не понимает, но ему очень нужно слышать речь, для того, чтобы со временем овладеть родным языком.
Одевая малыша на прогулку, мать проговаривает вслух,
что одевает на него, куда они пойдут гулять,
какая на улице погода и т.д. Если мать кормит ребенка, то происходит тот же процесс обучения восприятию речи: "ложечка за маму, за папу и т.д.; "будешь хорошо кушать – вырастешь большой и сильный". Ребенок внимательно слушает, реагирует жестами,
улыбается, гулит.
Постепенно у ребенка накапливается пассивный словарь,
развивается внимание, мышление. Если с ребенком не разговаривать и все режимные моменты (одевание, кормление, прогулки) проводить в молчании, то речь и психические процессы развиваться не будут.
А теперь об этапах усвоения звуков в речи ребенка, эта информация поможет предметней разобраться в речевых проблемах, если таковые возникнут. Итак:
Уже начиная с трехмесячного возраста, в период
гуления, идет
активная подготовка речевого аппарата к произношению звуков.
В это же время малыш учится понимать речь: различает
интонацию,постепенно – слова-предметы и слова-действия.
Овладевая навыками произношения отдельных слов – усваиваются
и звуки. Разумеется, на ранних этапах, слова произносятся
ребенком искаженно, а затем постепенно формируется их верное
произношение.
Вначале малыш овладевает только самыми простыми по
артикуляции звуками, так как его речевые органы еще несовершенны.
К 7 – 9 месяцам ребенок уже произносит как отдельные звуки
(гласные: А, О, У, Э, согласные:М, Б, П, К, Г, Х, Й),
так и некоторые слова, которые состоят из двух одинаковых слогов (МАМА, БАБА, ПАПА, КУ-КУ).
Чуть позже усваиваютсяи другие звуки (тоже простые по артикуляции) (гласные: И, Ы, согласные: В, Ф, Д, Т, Н).
Звуки же сложные по артикуляции (свистящие, шипящие и
сонорные звуки), до 3 – 5 лет могут полностью отсутствовать
в речи ребенка или заменяться на более простые для произношения.
Не стоит пугаться, это свойственно всем детям в определенном
возрасте. Но если вы заметили серьезные дефекты в произношении
у вашего малыша, стоит обратиться за консультацией к логопеду.
Идет развитие пассивного и активного словарей. К двум годам в
речи ребенка насчитывается около 300 слов. В это же время
ребенок овладевает и фразой: сначала она состоит из двух-трех
слов, затем постепенно усложняется и к трем годам активный
словарь достигает 1000 слов. Речь становится коммуникативным
средством общения, с помощью которой ребенок может
реализовать свои потребности. К пяти годам словарь
увеличивается до 3000 слов. Фразовая речь усложняется, а
к шести годам речь ребенка становится грамматически правильно
оформленной.
Сложные по артикуляции звуки усваиваются малышом в
несколько этапов. Ребенок не способен сразу овладеть
произношением, например, звука Ж.
Сначала он заменяет его на ДЬ, ЗЬ и на З. Например, слово
ЖУК звучит – ДЮК, ЗЮК, ЗУК, а уже только потом ЖУК.
Примером самых распространенных звуков-заменителей являются: Л Й (йуна) ЛЬ (люна) Л (луна)
Встречается замена звука Л на английский звук W (в русском он
звучит примерно как У)W (уопата)
Л (лопата) Р Й (койова, йука) ЛЬ (колёва, люка) Л (колова, лука)
Р (корова, рука) С ТЬ (тюмка) СЬ (сюмка) С (сумка) Ш ТЬ (тяпка) СЬ (сяпка) С (сапка) Ш (шапка) Ц ТЬ (типленок) СЬ (сипленок) ТС (тсыпленок) Ц (цыпленок) Ч ТЬ (птила) ТС (птсыла) Ц (пцила) Ч (пчела) Щ СЬ (сенок) Щ (щенок)
Как видно, при становлении звука в речи наблюдается его смягчение.
Очень часто после овладения ребенком произнесения нового звука
он начинает употреблять его вместо нужного звука (замок –
жамок). Но в дальнейшем, по мере созревания речевого аппарата,
это явление исчезает и произношение приближается к норме.
Безусловно, важную роль в становлении правильного
произношения ребенка является четкая речь окружающих его
взрослых, социум, в котором находится ребенок и должное внимания к его речи.
Речь мамы и папы – образец для подражания. Ребенок будет
повторять все, что услышит из его любимых уст и повторит
незамедлительно. Поэтому необходимо следить за своим
произношением, иначе процесс овладения речью у ребенка
будет затруднен и появятся звуковые дефекты.
Примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков
речи таковы:
1 – 2 года: - А, О, У, Э, М, Б, П, К, Г, Х, Й
2 – 3 года: - И, Ы, В, Ф, Д, Т, Н
3 – 5 лет: - С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ
4 – 6 лет: - Л, Р
Таким образом, не позднее, чем к пяти-шести годам ребенок
должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Пользоваться достаточно активным словарем и грамматически
правильно оформленной речью.
|
|
|
|
|
|