Я ОБРАЗ ЖИЗНИ ЗАМКНУТЫЙ ВЕДУ. ЖИВУ ТИХОНЬКО, БЛИЖНИМ НЕ МЕШАЯ. НО Я ВСЕГДА НА ВЫРУЧКУ ПРИДУ... КОНЕЧНО, ЕСЛИ ВЫРУЧКА БОЛЬШАЯ
Решила собраться с мыслями, ни одна мысль на собрание так и не пришла...

Какие виды общения мы применяем

фото
Не каждую беседу можно назвать общением— точно так же и не каждого человека можно назвать личностью. Это факт. Существует несколько уровней или видов взаимодействия на уровне "человек - человек". И эти виды общения очень отличаются между собой.
1. Иерархическое взаимодействие. 
Чрезвычайно широко распространено: начальник — подчиненный, старший - младший, врач - пациент.  Это сугубо ролевая  и жесткая форма контактов.  Главное в ней - элемент управления. При этом обязательно существует кто-то «сверху» (тот, кто дает задания) и кто-то «снизу» (тот, кто их выполняет). То есть человек используется в качестве средства. Управление бывает открытым и скрытое. Иногда гением общения считают человека, способного открыто управлять другими, да еще в большом количестве. Мол, он от любого добьется того, чего сам хочет. На самом деле речь идет не о мастере общения, а о харизматичном манипуляторе. И обычно при всех своих внешних успехах такой человек глубоко несчастен внутри. Ведь он лишен эмоционально теплых, доверительных отношений с окружающими. Интересно то, что если у нас с кем-то происходит закрытое общение,  то мы неосознанно манипулируем друг другом. Когда я использую "втемную", как средство своего друга, жену, ребенка, то какие бы благородные цели я ни преследовал - результат один. Это разрушение отношений. Манипуляции в общении с близкими людьми прощаются редко.

2. Уровень равных позиций. 
Это и есть то, что называют коммуникацией. Например, посетители в кафе, пассажиры в транспорте, пациенты в очереди к врачу. Здесь самое главное — это выбор общей темы. То есть что-то вроде словесного футбола: тема вброшена на поле ("интернет", "молодежь, "болезни"), и собеседники начинают «гонять ее по кругу». Исчерпав одну тему, мы подыскиваем другую. На таком уровне человеческая личность уже проявляется, но очень слабо. Коммуникабельный человек с любым найдет общий язык, будет принят в каждой компании, сразу найдет интересную всем тему для разговора.  То есть это вид общения неглубокий, но субъективно приятный и не требующий больших усилий.
3. Обслуживание
Отличается тем, что не мы используем другого человека как средство, а собеседник использует нас. Очень хороший пример — консультация юриста. То есть человек приходит к специалисту со своей проблемой, которую профессионал старается помочь ему разрешить. Но называть такого человека гением общения рано. Он скорее гений обслуживания, проницательный человек. Это вид вид общения уже более глубокий, чем управление или коммуникация. Но все-таки это еще не общение на личностном уровне.
 4. Общение личностей. 
Это взаимодействие одинаково свободных и уникальных собеседников. Цель его всегда одна — другой человек. Это не  просто двусторонний обмен информацией. Это общение касается более глубоких переживаний: смысла жизни, ценностей, идеалов и стремлений. Психологический механизм общения — это переживание, объединенное с пониманием, а не просто рассудочные передача и прием информации.  Способного к этому человека и следует назвать гением общения. Сила открытости такого человека обычно столь велика, что те, с кем он успевает хоть немного поговорить, становятся его союзниками или друзьями.
 Отсюда один важный вывод. Настоящее общение — это уже не столько техника, сколько искусство. И видов общения, которые мы применяем каждый день, несколько. Открыто проявлять свою неповторимость и принимать ее в собеседнике — это признак зрелой личности и  главный секрет подлинного общения.