Грекам и римлянам больше по душе пришлись фибулы — металлические пряжки-застежки. Они имели разнообразные формы и использовались с бронзового века до раннего Средневековья. Самая простая фибула — это наша хорошая знакомая : обыкновенная английская булавка. Но изобрели ее,оказывается, вовсе не англичане, а римляне. Такая булавка,сделанная из бронзы, была найдена во время раскопок фундамента одной виллы, построенной в 1 веке до нашей эры. И в течении последних 2000 лет ее «конструкция» не претерпела значительных изменений.
Со средних веков начинается победное шествие пуговиц. Они появляются в 12 веке- металлические, кожаные, костяные, поначалу служившие отличительным знаком костюма знати. Простые люди довольствовались завязками, застежками и вошедшей позднее в моду шнуровкой. Пуговицы имели различные функции : утилитарную , декоративную, магическую, информативную. Мы всегда отличим красивую пуговицу от »обыкновенной» по цвету, по декору, по сложности изготовления.
В мужской одежде декоративную функцию пуговицы выполняет запонка, их еще называли » манжетной кнопкой «. Их инкрустировали, покрывали эмалью и украшали камнями.
В былые времена пуговица служила даже магической вещью, в виде амулета и оберега. Их пришивали к одежде без петли и не пристегивали. Согласно словарю Даля, пуговица происходит от слова «пугалка», так как она должна была отпугивать враждебные силы. Информативная функция пуговиц появилась позднее, как знак принадлежности к определенному ряду войск, группе или профессии.
Знаменитый мушкетерский плащ, например, с помощью «всего лишь» 150 пуговиц и петель (!), расположенным по боковым швам и швам рукавов, мог становиться одеянием с длинными и широкими рукавами, либо с короткой пелериной. Художники часто превращали пуговицы в подлинные шедевры миниатюры. На них рисовали портреты красавиц, букеты цветов и памятники архитектуры.
Пуговиц на костюмах становилось все больше и больше, при этом они быстро уменьшались в размерах, и к 20 -м гг. XVIII столетия можно было » застегнуться только под микроскопом «. Это не мешало осыпать пуговицы бисером, покрывать эмалью, украшать чеканкой. На пуговицах гравировали буквы, из которых состояло имя владельца столь изысканного наряда; под стеклянную крышечку помещали засушенных насекомых, рисунки пером и акварелью, портреты и карикатуры.
Пуговицы могли стоить очень дорого и приравнивались к стоимости приличного дома. Их ценность порой была намного выше цены одежды, на которую они пришиты, поэтому пуговицы иногда перешивали с одного предмета гардероба на другой, в целях экономии.
Постепенно пуговицы перестают быть дорогостоящим украшением. Это произошло благодаря изготовлению дешевых стеклянных имитаций драгоценных камней сначала в Венеции, а затем и в других городах. Так, только в одном 1828 году из чешского городка Яблонца, знаменитого своей стеклянной бижутерией, было вывезено 2 миллиарда четыреста миллионов (!) шлифованных пуговиц.
Их начинают выпускать повсеместно и в большом количестве. Изготавливают из всевозможных «подручных материалов»: фруктовых косточек, тесьмы, галуна, ткани, олова, железа ,меди. После того как во второй половине 19 века был изобретен пластик, появились и пластиковые пуговицы, так нам привычные. Сейчас мы имеем возможность пользоваться различными моделями пуговиц: с дырочками, на ножке, на полуножке, бусины в виде пуговиц со сквозными дырками, для каждой одежды можно подобрать подходящие.
Прошлый век был ознаменован появлением на свет серьезного конкурента пуговицы - «молнии». В 20е годы она завоевала широкую популярность, и сейчас мы уже вряд ли можем представить свою одежду без этой удобной застежки. А все началось в конце 19 века, когда была запатентована идея этойзастежки-молнии. Процесс создания молнии был связан как с попыткой воплотить в жизнь новаторские идеи, так и огромными поражениями. Первые молнии были настолько сложны в использовании,что к ним прилагалась огромная инструкция.
Стоили они очень дорого, были сложны в изготовлении, поэтому первые производители молний в конце практически были разорены. Но к счастью американский инженер шведского происхождения, Гидеон Сундбэк, вдохнул в нее новую жизнь. Он догадался,что застежка должна быть гибкой, а для этого сцепляющие элементы возможно меньшими. Усовершенствованная Сундбэком застежка выглядела более изящной и не ломалась после нескольких циклов использования.
Патент на современный вариант «молнии» был выдан в марте 1917 года. Молнии играют как функциональную так и декоративную роль. Они выпускаются различных цветов , с различной конфигурацией зубцов, от мелких, как в потайной молнии, до «трактора» , с крупными звеньями. Они служат нам везде, с их помощью застегивается не только одежда, но и сумки, кошельки, чемоданы, палатки, чехлы на мебель и многое другое.
Еще один вид застежки — это кнопка, состоящая из двух металлических частей, входящих одна в другую. Первый патент на кнопку был выдан в 1885 году, но та стандартная застежка, которую знаем мы сейчас вошла в производство в 1903 году. Применение кнопок дало возможность несколько автоматизировать процесс нанесения их на одежду. Кнопки сейчас так же играют декоративную роль, могут быть разных размеров и выглядеть очень презентабельно. Наряду с внешними кнопками есть еще и внутренние, которые используют в супатных застежках.
Несправедливо было бы не вспомнить о крючках. Я в своей практике использую их крайне редко, но иногда без них просто не обойтись. Кстати в качестве декоративной застежки лента из крючков может использоваться при пошиве корсетов. Самые разнообразные застежки присутствуют на ремнях и поясах. Красивая пряжка это половина успеха самого пояса .
У нас сейчас огромный выбор разнообразных застежек. В зависимости от назначения мы выбираем то, что нам надо. Во внешнем виде костюма, в его функциональности они имеют большое значение. Если молния работает, если кнопки плотно застегиваются, значит мы спокойны и все в порядке. тут
