Многие слышали от бабушек и дедушек, что в воскресенье и в большие церковные праздники нельзя мыться, работать (выполнять свои обязанности на работе, а также делать что-то по дому, заниматься рукоделием) и даже говорить о работе.
Смысл подобных запретов не в том, что нельзя совершать какие-то определенные действия, а в том, что православный праздник — это в первую очередь день, который мы посвящаем Богу. Начинать этот день нужно с посещения храма.
Мыться и делать уборку в день православного праздника можно, но после, а не вместо посещения праздничного богослужения.
Если рабочее расписание требует выйти на работу в воскресенье или в большой церковный праздник, то это не запрещено. Обсуждать рабочие вопросы Церковь тоже не запрещает. Главное — не забыть о смысле праздника и не погрязнуть в суете.
Если совсем нет возможности пойти в храм, то вместо посещения храма можно почитать утром молитвы и Священное Писание.
Хорошо в день церковного праздника делать добрые дела: например, помочь близким или тем, кто нуждается в помощи, навестить родителей, болеющих друзей.
«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Это четвертая заповедь. Она повелевает целый день в неделю посвящать молитве и размышлениям о Боге и избегать житейской суеты. Древние иудеи неукоснительно следовали этой заповеди. В субботу прекращали работу лавки, люди в домах не зажигали огня и не готовили пищу. Ко времени Рождества Христова была разработана подробнейшая система правил, регулирующих соблюдение субботы. Эти правила были мелочными, за ними терялась суть. Они и послужили основой для заблуждения о том, что в праздник запретна любая деятельность.
Христос принес истинное понимание заповеди о субботе. Он в субботу исцелил больного, хотя фарисеи (благочестивые иудеи, знатоки закона) считали это нарушением религиозных правил. Тем самым Христос показал, что в день, посвященный Богу, делать добрые дела не только можно, но и нужно. Согласно слову Христову, «суббота для человека, а не человек для субботы» (Евангелие от Матфея, глава 2, стих 27).
В христианской церкви место субботы занял следующий после нее день — воскресенье, когда Христос воскрес из мертвых. Ученики Христа собирались в этот день для преломления хлеба, то есть для совершения таинства причащения. В воскресенье христианину важно бывать в храме на литургии и причащаться. Празднование воскресенья начинается в субботу вечером, поэтому по возможности нужно посещать и всенощную — вечернее богослужение в субботу.