![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgEIFO29FOJF6snU7rNShtwP6n6oyDai9h0K-TCLL7AuNfCr4-bxPmXEP2Qc-4Um-9ZCN1GJ06znVMkAVpiYLrsT709MmnCYrD0cRVuQBbTqoH4FoAlOxrJ_g3GrODQ2OaiNZh4o0BB5b4/s320/untitled.png)
Различие 1. О главном
Начнем с места в карьер — с самого основного.
Ар-нуво — это просто синоним модерна, он же — югендстиль и сецессион. "Нет" прямым, резким, мужским линиям, "да" — естественным, мягким, изогнутым, женственным. Это начало Инь в искусстве (сравнение вдвойне уместно, если принять во внимание страсть модернистов ко всему восточному). Просыпается неподдельный интерес к прикладному искусству, элементы которого мастера с легкостью переносят на холсты; доныне никто не решился бы на такую "мешанину".
Ар-деко — совсем другая песня. Песня точёная, геометричная, прямолинейная, резкая, выверенная, порой — грубоватая. Исполняемая мужчиной, а не женщиной. Эклектическая гремучая смесь модернизма (не путать с модерном!) и неоклассицизма.
Если ар-нуво — целое направление в искусстве, то ар-деко — лишь течение, которое, к тому же, частично пересекается с ар-нуво. Здесь Вы услышите и отголоски кубизма, и звучный голос футуризма, и чеканные слоганы конструктивизма.
В ар-нуво главная роль принадлежит плавным переливчатым линиям, а в ар-деко — цвету, смелым формам, строгой геометрии. Орнаментальность — и там, и там.
Различие 2. Время
Они даже не пересекаются во временном пространстве. Разница — в 11 лет.
Ар-нуво — 1885-1914.
Ар-деко — 1925-1940.
Различие 3. Трудности перевода
"Ар-нуво" переводится как "новое искусство", "ар-деко" — "декоративное искусство" — изначально название парижской выставки дизайна, которая и дала начало этому направлению.
Различие 4. Образцы для подражания
Ар-нуво вдохновляется готикой, восточным искусством, народным декоративно-прикладным творчеством. Художники ар-деко преклоняли колени перед творчеством давно минувших дней — искусством Древнего Египта, Древней Месопотамии, стран древнего востока и Африки, а также «Русские сезоны» Дягилева и индустриально-технические достижения современности.
Различие 5. Адепты стиля
Ар-нуво:
архитектура Виктора Орта и Антонио Гауди, живопись и графика Альфонса Мухи, Густава Климта, Фернана Кнопфа, из русских — Михаила Врубеля, Валентина Серова, Александра Бенуа, Льва Бакста, Ивана Билибина, Константина Сомова, художественного объединения «Мир искусства».
Ар-деко:
скульптура Деметора Чипаруса, мебель Жака-Эмиля Рульманна и Жана-Жака Рато, архитектура Этьена-Луи Буле и Карла Шинкеля.
В итоге…