Наверное эта фраза уже давно стала банальной, но какой же русский не любит быстрой езды….?!).
Русская тройка символична для России — это некое олицетворение русской души, ее удали и широты. Конечно же она является неотъемлемой частью истории и культуры, вот потому и любопытно узнать, когда же все таки появилась русская тройка?
Историковедами предполагается, что этот период начало 18 в., тогда троечная упряжь активно стала использоваться царской курьерской службой. Но в консервативной Руси всегда проходило много времени, прежде чем какое — то новшество приживалось, поэтому этот процесс видимо был не очень быстрым. По другим версиям предполагается, что гос.службы могли позаимствовать тройку из достаточно тайных лошадиных культов, например посвященных Илье Пророку. Которые в свою очередь имели практику в северных поселениях Руси. Просто в Ильин день проходили ритуальные скачки на тройках, они то и были символом колесницы огненной, вознесшей Илью на небеса. По сведениям на Руси использовалась упряжная езда из одной лошади или даже из нескольких, запряженных гуськом. А уже в начале 18 века появилась парная (на отлет) и троечная запряжка в один рядок. Последняя выделялась высокой скоростью и выносливостью, а также грузоподъемностью и за что заслужила прочную популярность.

В самом конце 18 и начале 19 вв. русская тройка уверенно и законно вошла в быт людей, а также в службы курьерских и почтовых перевозок. Ее могли запрягать в сани, телеги, тарантасы и даже в кибитки. В I половине 19 в. русская тройка была необычайно популярной даже у иностранцев, которые восхищенно в один голос заявляли, что лучше и быстрее такой езды просто нет! И нигде больше!
Существует такая байка про скорость русской тройки, поскольку она могла развивать ее до шестидесяти километров в час. Как-то… еще во времена Екатерины II в Санкт-Петербург нанес визит австрийский император Иосиф. Конечно же императрице захотелось удивить иностранного и почетного гостя, а именно прокатить его с ветерком на тройке. Она вызвала ко двору самого ушлого ямщика, у которого и поинтересовалась:
«Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец ответил царице: «Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу».
Нам сейчас трудно представить такое длительное по времени перемещение, но в среднем на перекладных расстояние от Питера до Москвы составляло 2-3 суток, с ума можно сойти……….))).
Вся уникальная особенность тройки заключалась в беге лошадок, которые бежали разным аллюром, лошадь в центре вскачь и рысью, а более легкие пристяжные лошади бежали галопом, изогнув головы в сторону. Таким образом все три лошадки не очень быстро уставали, да и скорости не теряли. Получается, что пристяжные лошадки по бокам, как бы «несли» центровую.
Троечную упряжь широко использовали курьеры, но в конце 18 столетия на тройках стали перемещаться пассажиры высокого класса. Солидным особам обычно запрягались орловские рысаки. В то время обычно в русской тройке старались использовать лошадиную силу породы вятской лошади, как самую выносливую. Позже русская тройка стала незаменимой на свадебных церемониях и народных праздниках.
Естественно, что троечная упряжь старательно и богато украшалась, в самом начале дуга коренника была украшена даже позолотой. Золото выступало, как символ молнии, которая сопровождала вознесение Ильи Пророка. Позднее дуги расписывались орнаментами или резьбой, больше всего какая-нибудь защитная роспись считалась способной уберечь русскую тройку от злобных чар, от зверей и лихих людей.

Невозможно обойти тему колокольчика и бубенца, это же самая яркая и отличительная черта русской тройки, традиция, которая и вносит нотку праздника, чего-то громкого и радостного…). Если дуга в позолоте была символом молнии, то прелестные звоны колокольчиков или бубенца являлись как-бы раскатами грома, в народе это называлось «Ямской гармонью». Практически каждая русская тройкаимела свое особенное звучание. И опять же в народе считалось, что если человек проедется на такой громкой тройке, то избежит дурного сглаза и порчи, наведенных плохими людьми на свадьбах или каких-то праздниках. Поэтому тройка с бубенцами была обязательной, особенно в поездках для новобрачных. Езда на тройке с колокольчиками стала очень популярной, если учесть поездки пассажиров на дальние расстояния, то приятный и мелодичный звон колокольчиков немного развлекал путешественников в долгом и утомительном пути…). В России появилось очень много кустарных предприятий по литью колокольчиков, поскольку потребности в них только возрастали. Но родоначальником такого промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал в Новгородской губернии город Валдай, который еще и был выгодно расположен, а именно на самой середине тракта Петербург-Москва. А это была главнейшая почтовая магистраль России, в последствии поддужные колокольчики стали называться валдайскими. Но весь этот громкий трезвон приносил и массу неудобства, внося хаос и неразбериху в работу почтовых служб, многочисленные жалобы которых на трезвонщиков вынуждало правительство не единожды издавать законы, запрещающие использовать колокольчики частным лицам и разрешая их только почтовикам и земской полицейской службе.
Однако и в этой ситуации нашелся выход против такого запрета, с середины 19 в. на шеи 3-х лошадок стали надеваться ошейники из кожи, с укрепленными на них бронзовыми бубенцами, которые в свою очередь уже не издавали таких сильных звуков, как звонкие колокольчики, поэтому на количество бубенцов ограничений тоже не было, что и создавало тоже своеобразную музыкальную и созвучную гамму. А уже к концу 19 столетия запрет вконец потерял силу и к двум-трем десяткам бубенцов добавлялись еще от одного до трех колокольчиков, что и создавало уникальное неповторимое звучание, вошедшее в историю, как «ямская гармонь».

Но время не стоит на месте и в России в середине 19 в. появились железнодорожные пути, строительство которых несколько поубавило популярность почтовых и пассажирских троек. Русская тройка понемногу стала востребованной только лишь в сельской местности, где еще огромное время была популярна на различных свадебных церемониях и народных празднествах. И уже в начале 20 в. эпоха популярности знаменитой русской тройки закончилась, а длилась она целых два столетия…В наше время тройки не забыты и активно используются на различных праздничных, выставочных и в каких-то соревновательных мероприятиях. Я тоже в свое время прониклась этой темой и написала стихи -«Сыпал неустанно снег», давно это было уже, но если есть желание, то почитайте на досуге…). тут

|