Козерога, задумавшего влезть на горную кручу, может остановить разве что лавина.
Один из таких целеустремлённых и выносливых "верхолазов" — Кассиус Марселлус Клей, или Мохаммед Али, американский боксёр-профессионал, раздававший нокдауны и нокауты направо и налево.
Родился Кассиус Клей 17 января 1942 года в городе Луисвилль, штат Кентукки. В 12 лет начал тренироваться у тренера-полицейского Джо Мартина, в 17 лет вошёл в сборную команду США и стал олимпийским чемпионом в полутяжёлом весе в 1960 году. Неоднократный чемпион мира среди тяжеловесов. На профессиональном ринге провёл 61 бой, потерпев поражение лишь в пяти из них и 37 раз отправив противника в нокаут. В 1981 году завершил карьеру профессионала и в 40 лет начал бой с болезнью Паркинсона.
Кассиус Клей работы не боялся и в детстве драил парты с классными досками в Луисвилльском университете, зарабатывая на карманные расходы. Но родители мечтали о другом будущем для своего сына. Однако, как ни пыталась интеллигентнейшая пара Клеев усадить своего гиперактивного ребёнка за сборники поэзии и всучить ему карандаши с красками, тот как самый простонародный ниггер рвался на улицу из уютного и ухоженного коттеджа погонять на велосипеде и побегать с друзьями. До тех пор, пока этот велосипед у него не отняло местное хулиганьё, надавав затрещин юному хозяину.
Кассиус сначала было всплакнул, но потом, как истинный американец, отправился в полицию, где кроме жалобы оставил ещё и устную клятву расквитаться с обидчиками. Полицейский смекнул, что за такие финты дерзкого, но рыхловатого негритёнка припечатают к асфальту, посоветовал тому сначала научиться вваливать обидчикам как следует, пообещал показать несколько приёмов и пригласил на тренировки. И так лихо натренировал парня, что тот через несколько лет позвонил одному из известных тренеров, Анжело Данди, и сказал, что если масса Данди желает посодействовать, то он, то есть Кассиус, размажет по рингу всех, кто на этот ринг посмеет сунуться. Тренер обалдел от напора, но парнишку взял и не пожалел ни разу. Кроме напора у того оказались "необычайная мышечная одарённость", природная подвижность, чертовская интуиция, слоновья выносливость и реакция, как у мангуста.
«Я ненавидел каждую минуту тренировки, но я сказал себе: «Не уходи, страдай сейчас и живи всю оставшуюся жизнь чемпионом».
При своём росте под два метра и весе под центнер Кассиус так легко двигался по рингу, так точно чувствовал дистанцию и так ловко проводил хуки, апперкоты и джебы, что вводил противников сначала в крайнее изумление, а потом и в тяжёлые нокауты. «Порхаю, как бабочка, и жалю, как пчела», — говорил он, надевая перчатки.
Эта «бабочка» своими танцами на носочках и сокрушительными ударами в голову сбивала с толку признанных боксёров, помня наставления того самого полицейского, что в поединке многое решает быстрота. «Я очень быстрый. В спальне, перед сном, я бью по выключателю и успеваю лечь в постель, пока не погаснет свет».
Семнадцатилетний «танцор ринга» Кассиус без сучка и без задоринки прошёл турнир «Золотая перчатка» и вскоре . Однако желание покорить весь мир не оставляло в покое, и в двадцать два года он провёл поединок с Сонни Листоном, тогдашним чемпионом. После тяжёлого боя Листон еле стоял на ногах, да и у Кассиуса зрение потеряло остроту, зато титул чемпиона мира грел его душу. Его матчи собирали тучи любителей и знатоков, и на них Кассиус Клей, уже сменивший имя на Мохаммеда Али, задавал трёпку самым чугунноголовым соперникам, неоднократно подтверждая своё чемпионское звание. «Чемпионами становятся не в тренажёрных залах. Чемпиона рождает то, что у человека внутри, — желания, мечты, цели».
Первым парнем, слегка помявшим крылышки двадцатидевятилетней «бабочке», стал Джо Фрейзер но прозвищу «Дымящийся». Как поговаривали, он с такой силой колошматил соперников, что от его перчаток вился дымок. Мохаммеда Али он тоже изрядно потрепал, отправив в нокдаун в пятнадцатом раунде, но через три года Али смог взять реванш, а ещё через год провёл с «Дымящимся» такой бой, что его не только назвали «бойней в Маниле», но и «битвой столетия». «Джо выстоял четырнадцать раундов, и я не смог отправить его в нокаут. С тех пор я постоянно вижу во сне этот самый бой, и жена говорит, что я, спящий, машу руками, пытаясь нанести правильный удар Фрейзеру, называя его имя». После этой битвы у Джо в измочаленной голове мелькала одна мысль — о прекращении карьеры, основательно потрёпанная «бабочка» ещё трепыхалась, но уже матчей такого класса больше не показывала. «Бокс — это когда куча белых ставят деньги на то, что двое чёрных бьют друг друга по лицу. Однако если бокс запретить, люди всё равно будут его смотреть, такова уж их природа. Но только это уже будут подпольные бои, проводимые с куда большей жестокостью и кровью». Через несколько лет, уже отяжелевший и растерявший былую скорость, Али опять попытался было тряхнуть стариной и продемонстрировать бокс высшего качества, но был бит и на этом завершил карьеру боксёра-профессионала.
Мохаммед Али ставил перед собой цели и двигался к ней с неумолимостью цунами. Решивший во что бы то ни стало научиться давать отпор обидчикам, Али просил брата кидать в него камни, стараясь увернуться. Со временем и синяков стало поменьше, и уворачивался Кассиус от камней, как кот от тапка. Не испугало будущую звезду мирового бокса и рвавшее голову высоченное давление. Врачи строго-настрого наказали ему бросить спорт и заняться здоровьем, но семнадцатилетний Кассиус в очередной раз набычился, посоветовав докам не устраивать истерик.
Кроме того, что парень был одарён физически, с умственными способностями у него тоже было всё в порядке. Да и хитрости хоть отбавляй. Заметив однажды, что признанные боксёры плевать хотели на луисвилльского «выскочку» и не жаждали вступить с ним в схватку, он стал вызывать их на бой, провоцируя и костеря на чём свет стоит. Кассиус скакал перед камерами, демонстрируя, как именно он собирается угробить соперников, оглашал весь список пофамильно, придумал себе титул «Величайший» и орал в лицо противникам, что «уроды чемпионами не бывают». «Я самый умный, смелый и весёлый. У меня нет недостатков. Мне все должны подражать — я велик!» Профессионалы диву давались, глядя на хама с лужёной глоткой, скрипели зубами, рвались на ринг с огромным желанием вышибить из наглеца дух… и там вырубались от его быстрых и мощных ударов.
Кроме хитрости и гибкого ума Клей мог похвастаться острым взглядом на мир и неплохим чувством юмора. Кассиус рассказывал всем желающим о своём видении расизма, когда вокруг всё белое олицетворяет доброе и светлое, а всё чёрное — жуткое и опасное. «Все белые ангелы попадают в рай, а чёрные — готовят на кухне молоко с мёдом. И почему ангел печёт белое пирожное, а дьявол готовит именно шоколадное?»
И когда Кассиуса, олимпийского чемпиона и примерного христианина, в родном городе не пустили пообедать в ресторане, отказав в обслуживании, это и стало той каплей, которая сподвигла «Величайшего» на принятие ислама. Религии, которая, по его мнению, правдивее прочих и не промывает головы верующих: «Люби белых, ненавидь чёрных!»
Когда Кассиус Клей решил принять мусульманство и поменять имя, хоть прежним невероятно гордился и считал, что оно звучит «по-гладиаторски», окружающие раскрыли рты. К смене религии новоиспечённый правоверный подошёл со всей ответственностью: стал молиться по пять раз на дню, а потом вообще извинился перед теми противниками, кого крыл по матушке, и написал брошюру «Исцеление». Всемирная боксёрская ассоциация не осталась в стороне и отняла у него чемпионский титул, но Али опять быстро всех победил, и титул ему вернули. Похожая история с титулом повторилась, когда Али прикинулся слабоумным, чтобы не проходить воинскую службу.
«Я не буду таким, каким меня хотят видеть, и я не боюсь быть самим собой и думать так, как хочу».
Личное
Хоть Кассиус Клей и был упрямцем, каких свет не видывал, но противоположный пол к нему так и льнул. Но с личной жизнью у Али дело обстояло не лучшим образом. Мало того что жёны ему попадались все как на подбор меркантильные и норовили урвать с него побольше, так кое-кто из них ещё и позорил мужа во время зарубежных визитов, пряча в сумочку столовое серебро. «Она была предприимчива — обчистила не только мистера Брежнева, но впоследствии и меня. Все мои бывшие жены были предприимчивы», — говорил в интервью Али. От трёх жён подрастало восемь отпрысков. Одна из дочерей от фотомодели Вероники Порш, Лейла, сделала карьеру в женском боксе и выиграла бой с дочерью того самого «Дымящегося» Джо Фрейзера, не посрамив славы отца.
В конце концов Мохаммед, основательно поиздержавшийся в семейных баталиях, рискнул в четвёртый раз и женился на своей луисвилльской соседке Лонни, которой целеустремлённости тоже было не занимать. Ещё в детстве девчонка прожужжала всем уши, что выйдет замуж за Кассиуса, и добилась-таки своего спустя годы. Семья обосновалась на ранчо в Мичигане и занялась благотворительностью. И когда его спрашивали, чего, по его мнению, не хватает в современном боксе, то он без тени сомнения отвечал: «Меня!» «Быть чемпионом мира очень приятно, быть просто чемпионом — это уже прекрасное чувство, но быть чемпионом в нескольких категориях — это всё равно что быть богом, быть Мохаммедом Али, когда тебя знает весь мир».
Автор: Инна Садовская